Раннее развитие — что это и зачем? Мифы о вредности раннего развития

Наверняка, каждый так или иначе слышал термин «раннее » и сталкивался с изобилием информации. Кто-то говорит, что — это очень нужная вещь и каждому родителю нужно заниматься со своим ребенком, для других же — это зло, будто ребенок лишается детства.

Что такое раннее развитие.

Ранее развитие — это интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 5 лет. Сейчас уже научно установлено, что после 10 лет — это уже поздно для легкого восприятия информации. Дело в том, что мозг ребенка развивается с самого рождения и готов впитывать информацию, а к 10 годам он уже сформирован практически как у взрослого.

Развитие клеток головного мозга проходит следующие этапы:

  • от рождения до 3 лет — на 70%
  • от 3 до 6-7 лет — на 90%
  • от 6-7 до 10 лет — 98%
  • от 10 до 16 лет — окончательное формирование, 100%

Итак мы видим, что сразу происходит поглощение знаний и уже после лет трех вы сможете увидеть некоторые результаты. Например, рассказывая с рождения малышу о домашних животных, показывая картинки — он уже будет ориентироваться в них, знать кто какие звуки издает, но рассказать вам об этом сможет гораздо позже — когда его речь дойдет до нужного этапараннее развитие (2)

Основная задача раннего развития — научить малыша учиться, осваивать информацию. Методики раннего развития отличаются друг от друга по сути только способом подачи и информации, цель у всех одна — не впихнуть кучу знаний, а научить их получать!

Когда способы раннего развития и эффект от занятий получили огласку, стало появляться много развивающих центров, игрушек, программ. Одни родители «за», другой же лагерь родителей категорически против».

Давайте рассмотрим основные аргументы «против», чтобы вы могли решить для себя на какой вы стороне, ведь решение заниматься ранним развитием с малышом — только ваше и только вы обладаете правом дать эту возможность ребенку или нет.

1. Ребенок лишается детства.

Это самый главный аргумент противников раннего развития. Но как родители могут лишить свое чадо счастливого детства? Вся соль в понимании этого самого детства! Для противников раннего развития детство — это когда ребенок накормлен, умыт, к его ногам все возможные игрушки и сюси-пуси от родителей и дедушек бабушек.

А если копнуть глубже? Вот представьте, ваш малыш сидит в детской и не понимает чем ему заняться, куча игрушек его уже не интересует, ведь чтобы ребенок начал с чем-то играть нужно сразу показать, привлечь внимание, заинтересовать. Детки большие непоседы, им быстро становится скучно, и они могут начать капризничать и разбрасывать эти самые игрушки. А если вы заинтересуете его просмотром карточек с изображениями предметов обихода и будете вместе их искать в квартире? Разве это лишит вашего малыша детства? Наоборот, для вашего ребенка это будет интересная увлекательная игра, у вас будут совместные «взрослые» дела! А бонусом — дополнительный толчок мозгу малыша в развитии.

2. Вред для детской психики.

 Некоторые считают, что занимаясь по методикам раннего развития, вы перегружаете мозг вашего малыша и его еще неокрепшую психику излишком информации. Такое заявление устрашает. Давайте пойдем от обратного: если ребенка лишить всех развивающих элементов, представить его самому себе и только подавать игрушки, что произойдет? В такой ситуации, к сожалению может развиться такое заболевание, как задержка умственного развития, и остается оно на всю жизнь! Стоит ли рисковать?

А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию, семью, где с малышом занимаются. Вы когда-нибудь видели, чтобы ребенка до 3 лет можно было заставить что-то делать против его воли? Когда малышу наскучит нанизывать бусы, он развернется и отползет в другую сторону. Ваша задача — не возвращать его к неинтересующему занятию, а предложить новое. При таком раскладе разве можно перегрузить мозг ребенка?

3. Ребенок не будет учиться в школе

Некоторые родители вспоминая свои школьные годы, считают, что ребенку будет скучно и неинтересно в школе. Институт школьного образования уже давно не модернизировался и нуждается в хорошей порции нововведений, но это дело не одного дня и куча бюрократических проволочек тормозят этот процесс и неизвестно, когда школа станет другой. Детям в школе интересно бывает обычно не из-за школьных уроков, а из-за друзей, интересных педагогов. Вот вспомните, какие уроки вам были интересны и какие предметы вы любили? Те, преподаватели которых информацию преподносили в нестандартной привлекательной форме.

Занимаясь с малышом с самого детства, вы выступаете в роли такого педагога и прививаете ему любовь к обучению и занятиям, формируя положительный ассотиативный ряд! Таким образом, ваш ребенок придет в школу и ему будет интересно, ведь он уже привык, что занятия — это весело!

Так же не забывайте что сейчас все чаще для того, чтобы ваше чадо приняли в школу с уклоном или гимназию, ему придется сдавать экзамены! Т.е. уже к 6-7 годам ваш малыш уже должен обладать определенным набором навыков и умений, которым раньше учили в школе, а вы можете уже с самого рождения в легкой игровой форме дать эти знания своему малышу и обеспечить ему обучение в самых престижных школах.

раннее развитие (6)

4. Ребенок станет заучкой и с ним никто не будет дружить.

Все мы помним таких ботаников в школе и университете — люди, которые сидят за учебниками, не участвуют в общественной жизни, обычно даже освобождены от физкультуры, над такими насмехаются ровесники. Счастливыми этих детей врядли назовешь. Возможно, в будущем они и находят хорошую работу, но проблемы с социальным общением зачастую остаются.

Противники раннего развития забывают важную вещь: раннее развитие идет параллельно по двум направлениям — как по интеллектуальному пути, так и развивая физические данные ребенка. Физическое и умственное развитие, как установлено учеными, тесно взаимосвязано.

Если родители развивают мелкую моторику, тем скорее ребенок начинает говорить. И так во всем: развивая малыша физически, вы стимулируете его умственное развитие, и наоборот!

Не занимаясь с малышом всесторонне, вы как раз в заучку его превратить и можете…

5. Отсутствие эффективности. «Со мной не занимались, а я все знаю».

Некоторые люди считают, что интеллект зависит исключительно от генов, от родословной и никакое раннее развитие не поможет человеку стать умнее, если у него на роду такого не написано.

Давайте рассмотрим два варианта. Если они правы, то вам остается пассивная роль, сидеть и ждать, что вырастет из вашего чада. Повезет — будет умным, не повезет — ну что поделать. И второй вариант: вы занимаетесь с малышом и для себя понимаете, что вы сделали все, что было в ваших силах, чтобы вырастить достойного человека и личность. При успехе, конечно, можно сказать, что это было на роду написано, но какая в таком случае разница? Главное ведь результат — это достижения вашего ребенка. Так стоит ли рисковать будущим своего ребенка?

6. Я не специалист и у меня нет времени.

Сертифицированных и аккредитованных специалистов по раннему развитию действительно мало, но вы ведь будете заниматься только со своим ребенком, а не группой чужих детей. У вас как родителей есть инстинкт и интуиция, которые помогут найти подход к малышу. А найти 10-15 минут в день совсем не сложно это абсолютно реально! Выберите для себя ту методику, которая вам подойдет. Ведь одни требуют 10-15 минут в день, другие требуют определенные материалы, определите для себя оптимальный вариант, можете совместить несколько. Например, я занимаюсь с сыном по методике Глена Домана и Марии Монтессори.

Выводы:

Раннее развитие это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих сферах жизни. Занимаясь с ребенком, вы расширяете его информационное пространство и даете возможность удовлетворить необходимость в новых знаниях.